Ultimate general civil war обзор прохождение. Ultimate General: Civil War – рецензия. Рвётся там, где тонко


Так как мы говорим о представителе жанра стратегии, прохождение Ultimate General: Civil War не имеет четкого единого алгоритма, который бы подошел всем игрокам. Более того, для каждого отдельно взятого геймера это самое прохождение будет разительно отличаться в прямой зависимости от его стиля, решений и действий при тех или иных обстоятельствах. Потому, дабы упростить вам ваш путь к победе здесь, мы приготовили ряд рекомендаций, следование которым приблизит ту самую победу.

Первое, на что мы рекомендуем обратить внимание - не стоит гнаться за победой в абсолютно каждом бою, бросая в топку ради достижения этой цели все имеющиеся ресурсы. Игра довольно точно моделирует условия реальной войны, а в таковой важно выиграть не битвы, а всю войну. Возможно, этими самыми битвами кое-где и поступившись ради сохранения ресурсов, как человеческих, так и материальных. Так что если видите, что дела складываются плохо - не стесняйтесь отступать. Потеря контролируемой территории - гораздо менее критично, чем потеря целой армии.

В бою при штурме вражеских позиций используйте всевозможные укрытия, за которыми ваши солдаты бы могли прятаться. Грубо говоря, выполнять прохождение Ultimate General: Civil War, пытаясь продавить врага в лобовой атаке на открытой местности - заведомо плохая идея, так вас просто разобьют. А вот если у вас на пути есть различная растительность, здания и тому подобные преграды - активно ими пользуйтесь, чтобы минимизировать количество жертв.

Еще одна вещь, за которой стоит здесь всегда следить - это репутация. Она влияет на моральный дух вашей армии, позволяет заполучать дополнительные ресурсы в виде солдат, денег, оружия, но ключевое значение ее в том, что она является определяющим фактором вас как генерала, а потому, если у вас будет плохая репутация, вам могут и не дать довести войну до конца.

При организации армии, осуществляя прохождение Ultimate General: Civil War, старайтесь развивать ее постепенно: пока численность войск небольшая, целесообразно сделать так, чтобы она состояла преимущественно из пехоты, являющейся ключевой основой как при обороне, так и при атаке. Остальные аспекты наращивайте по мере увеличения материальной базы, та же кавалерия, например, окажется полезной при разведке местности, но не сможет остановить вражеское наступление. В отличие от пехоты.

Захваченное в бою оружие можно как оставить для вооружения своих сил, так и продать. Однако мы рекомендуем вооружать свои войска именно трофейным оружием, так как покупное обходится уж больно дорого. Следите за тем, каких офицеров назначаете на какие должности, чем больше подчиненных у такого юнита, тем выше ранг у него должен быть, чтобы тот нормально с этой работой справлялся.

Американская гражданская война никогда не была особо популярной у российских игроков. Данный жанр вообще имеет тенденцию страдать от того, что подобные игры не рассчитаны на тех, кто не особо интересуется американской историей или как минимум не является американцем. Но если игроку действительно интересна военная история, то попытки Game-Labs вдохнуть жизнь в этот жанр с помощью Ultimate General: Civil War и ее предшественника – это очень желанные дополнения для любой личной коллекции в библиотеке Steam.

Основа игры проста и понятна: вы играете либо за Конфедератов, либо за Союз во время множества битв, которые исторически происходили во время Гражданской войны в Америке.

«Это хорошо, что война так ужасна, иначе мы бы полюбили её». (Генерал Роберт Ли – Лонгстриту, битва при Фредериксберге, 13 декабря 1862 г.).

Стартовая система создания вашего командующего позволяет выбрать из трех доступных направлений и типажей, которые влияют на ваши стартовые скиллы. Интересное решение, которое многие стратегические игры часто игнорируют, сосредоточившись на создании только армий.

Во время построения военной карьеры вы можете потратить игровые поинты на прокачку таких общих скиллов, как вербовка, пополнение юнитов или снабжение. Ultimate General: Civil War также позволяет вам создать более продвинутую структуру армии, чем даже популярные игры серии Total War. Вы получаете полный контроль над каждым типом войск, который содержится в составе ваших корпусов и можете управлять их размером, вооружением и офицерами, которые ими командуют.

Чем больше подразделение, тем сложнее эффективно перемещать его по полю или сохранять боевую готовность под шквалом огня. Крупные части требуют и пристального внимания со стороны командиров, чтоб в критический момент их боевой дух совсем не упал. Это ведет к интересному балансированию вне стычек, и вам придется крепко подумать о функциях, которые выполняет каждый корпус или отдельная бригада в бою.

Будут ли ваши части силой, сфокусированной на перестрелках со стрелками или артиллерийской бригадой, или это будет мощная сила в виде кавалерии, которая окажется способна отбрасывать врага назад? Такой же вопрос возникает, когда вы решаете каким видом оружия экипировать ваши бригады. Некоторые юниты в результате смогут стрелять не особо эффективно, но будут хороши в ближнем бою, в то время, как другие получат больший радиус стрельбы, но становятся беспомощными наседками, когда враг начинает колоть их штыком.

«Я начал относиться к смертям и страданиям тысяч человек, как к безделушке, нечто вроде обычного начала утра, — и это закаляет нас». (Генерал армии Уильям Т. Шерман, июль 1865 г., в письме своей жене).

Визуально Ultimate General: Civil War очень похожа на настольную игру с игрушечными солдатиками, которые передвигаются по красивой, ландшафтной карте. Несмотря на то, что игра не достигает такой визуальной глубины, которую демонстрирует тот же Total War, спрайты с грамотной анимацией делают правдоподобными большие полки и их передвижения по полю, что вполне типично для того периода.

Карта кампании также представляет собой интересную и правдоподобную географическую репрезентацию восточной части США, привнося художественный флер в действительный бой.

Перспектива карты сражения также позволяет нам легко просматривать выпуклости ландшафта и не полагаться только на топографические перекрытия, которые были представлены в Ultimate General: Gettysburg, что более реалистично, когда мы продумываем нашу стратегию.

Что касается реального боя, то механики, задействованные в Ultimate General: Civil War, достаточно незатейливые, но мастерски освоить их в бою не так уж и просто. Разные типы ландшафта присутствуют на каждой карте, и в их число входят леса, кукурузные поля, реки и прочее.

В зависимости от ваших нужд, они предлагают не только разные привычные преимущества, но и ловушки. Река может помочь замедлить передвижение врага, но в тоже время и обернуться сущим кошмаром, если вы решите предпринять контратаку. Моральный дух также играет гораздо более важную роль, чем в любой другой подобной игре.

Подразделение может легко впасть в неконтролируемое отступление, если его внезапно атаковали с фланга, или он участвует в рукопашной схватке слишком продолжительное время, и ему часто нужно тактически отступить, или они не были поддержаны бонусами морального духа от всей армии.

«Я был слишком слаб, чтобы обороняться — поэтому я атаковал». (Приписывается Роберту Ли (1807-1870).

Не смотря на то, что поведение юнитов показано вполне реалистичным, есть некоторые проблемы баланса, когда дело доходит до схватки с AI-врагом, который кажется иногда способен ввязаться в рукопашную схватку с большого расстояния, не жертвуя при этом уровнем морального духа (часто не смотря на продолжительную стрельбу по ним). Это простительно на ранних стадиях игры, но позже эта ситуация становится недопустимой, чтоб не вводить игрока в постоянное расстройство.

Проблемы с построением войск также не позволяют назвать эту игру совершенной. Есть еще одна повторяющаяся проблема, которая заключается в том, что поскольку вам приходится сохранять собственных солдат (соответственно, с потерями морального духа и жертвами, понесенными в бою), то враг часто появляется со свежими подразделениями, которых война как бы и не касалась. Более продолжительные битвы часто поделены на отдельные стадии, в течении которых тактическую важность поочередно приобретают разные части поля сражения. Как бы то ни было, игрок часто вынужден вести уже потрепанные в бою юниты к новым стратегическим точкам.

Нередко AI-силы привносят свежие войстка, которые часто изменяют баланс битвы, оставляю игроку совсем малый шанс противостоять новой атаке. Механика глобальной войны также оставляет желать лучшего, так как в независимости от исхода прошлого сражения, войска врага всегда будут равны вашим или даже превосходить их.

Ultimate General: Civil War может похвастаться динамичной исторической кампанией. Не считая опциональных миссий, которые добавляют скиллы и финансы, не особо заметно, чтоб ваши победы особо влияли на исход войны. Это также становится камнем преткновения, когда дело доходит до главных сражений, так как исторический исход битвы важнее того, что сейчас происходит на поле брани.

Учитывая исторические реалии, любая ваша стратегия может потерпеть крах. Противник может выиграть, просто установив контроль над исторически важной областью. Это значит, что либо вы должны повторять ход Гражданской войны, либо соображать просто невероятно быстро.

В целом, Ultimate General: Civil War – это игра, на которую стоит обязательно взглянуть любому геймеру, который интересуется данным историческим периодом. Графика в ней попроще, чем в других, подобных стратегических играх и тактическая система позволяет новичкам быстро настроиться, но благодаря детализированному управлению юнитами и стратегическими функциями, она строит довольно крутую кривую обучаемости и кидает не слабый вызов, подразумевающий долговременное и вдумчивое планирование.

Изучаем основные приемы на поле боя, делимся секретами

Другие гайды:

    Ultimate General: Civil War - гайд по интерфейсу Ultimate General: Civil War - гайд по родам войск и их структуре

Введение

Приветствую! Вот и настала очередь святая святых - стратегии и тактики. Можно долго выстраивать корпуса и дивизии, устраивать кадровую чехарду из офицеров, вооружать и разоружать солдатиков. Это все лишь предваряет тот момент, когда войсковые массы сойдутся в решающем сражении. И здесь будет рулить не столько ваши организаторские способности и теоретическая подкованность, сколько, извиняюсь, прямота рук и ясное мышление. А они вытекают из серого вещества без прямых извилин - такой вот парадокс.

Самое интересное в том, что даже стратегия и тактика отвечают за разные участки мозга. Стратегия - это возможность видеть картину комплексно, охватывать всю суть сражения посредством анализа. А тактика - умение быстро реагировать на кризисы нестандартными решениями. Соответственно, можно быть хорошим стратегом, но плохим тактиком, и наоборот. В самой игре придется совмещать эти две ипостаси, потому что одно вытекает из другого. Ведь расписывая всю битву по пунктам стоит помнить, что еще ни один план не пережил столкновения с реальным противником, и импровизации - залог успеха.

Исторический контекст

В эпоху, предшествующую Гражданской войне в США, в мире шло активное развитие теории военного дела. Двумя мощными теоретиками, Клаузевицем и Жомини , были предложены свои рецепты «как добиться успеха в ратном деле». Жомини полагал, что основой победы является математический расчет, концентрация превосходящих сил как в наступлении, так и в обороне, а также последовательное улучшения качества войск. Клаузевиц не соглашался, упирая на дух и мораль, которые не поддаются вычислениям, а также ставил во главу угла энергичные маневры. Сразу оговорюсь, что я больше сторонник Клаузевица.

Обороняться лучше в укреплениях

Несмотря на распространенное предубеждение - обороняться порой сложнее, чем наступать. Отчасти это происходит из-за того, что оборона - вынужденный вид действий против превосходящего противника. При таких раскладах она требует очень грамотного микроконтроля и жесткого контроля расхода ресурсов. Основная задача - нанести врагу максимальный ущерб при минимуме затрат.

Главным элементом обороны является выбор позиции. Она должна быть максимально защищенной от огня противника. Если есть возможность - располагайте войска на возвышенной местности, в лесу или среди домов. В идеале все подступы к позиции должны быть простреливаемыми и на открытой местности. А лучше всего занимать узкие дефиле, вроде мостов, где оппонент не сможет маневрировать и использовать свое численное преимущество.

Не стоит растягивать линии обороны на всю карту. Лучше собраться компактно для защиты ключевых мест, а за счет сокращения фронта выделить резервы, которые будут парировать кризисы. При этом конечно не стоит строить фестунги (круговые оборонительные позиции) в отдалении друг от друга. Атакующий просто выбьет их по очереди концентрацией сил. Оптимальным будет расстояние нескольких ружейных выстрелов, для своевременного оказания помощи, а также взятия наступающих вражеских колонн в огневой мешок.

Опирайтесь на заранее созданные огневые контуры и схемы. Ваша задача держать войска оппонента на расстоянии, навязывая дистанционные перестрелки с выгодных позиций. Ни в коем случае не сваливайтесь в хаос рукопашного боя, где рулит тупая численность. Лучше проявить тактическую гибкость и отойти на запасные позиции. Для этого лучше всего подходит троллинг застрельщиками. Сосредоточенным огнем выщелкивайте бригаду за бригадой, сокращая количество активных штыков.

Сокращайте пространство для маневра

Основой вашей линии обороны станут пехотные бригады, с приданной им артиллерией. В случае чего линейные солдаты могут отбить даже массированный штурм, если сзади их поддержат картечницы. Главное вовремя подвозить боеприпасы. При этом рядом должен стоять резервный полк, который должен быстро заткнуть брешь, если бригада побежит. Да и просто стоит периодически менять людей на передовой, чтобы бойцы отдохнули и восстановили мораль.

Застрельщики в обороне просто неоценимые юниты, особенно если вооружены нарезными охотничьими ружьями. Они могут вести огонь с дистанций, недоступных большинству штуцеров. Один батальон застрельщиков может успешно перестреливаться с целой пехотной бригадой, пока та не догадается пойти на штурм. Да и тогда они загоняют их до изнеможения из-за большей скорости передвижения. Их также не жалко выдвигать под массированный огонь, за счет разреженного построения, чтобы вести фланкирующий обстрел.

Кавалерия в обороне редко используется и зря. Именно этот род войск может быстро выдвинутся на место прорыва и надежно его запечатать. Необходимо иметь парочку полков, чтобы контрить действия вражеской конницы, которая норовит зайти с тыла. При этом необязательно ждать развития наступления противника, но и самому организовать стремительную контратаку, разгромив отбившийся от основных сил авангард. Периодические рейды по тылам приносят дивиденды в виде захваченных обозов и вырезанной артиллерии.

Маневр и напор!

Наступление

Атака - решающее действие, с целью разгрома противника. Суть ее можно передать несколькими фразами «сосредоточение» и «напор». Соотношение наступающих должно быть минимум 3 к 1. Атака проводится всеми имеющимися силами против самого слабого места обороны, за максимально короткие сроки, чтобы не успели вмешаться резервы. Остальные силы должны изображать активную деятельность на всем остальном фронте, отвлекая внимания от основных событий.

Для начала выделяете из бригад застрельщиков и отправляете их вперед, для рекогносцировки и выявления засад. Затем, после установления огневых контактов, определяете конфигурацию войск противника и нащупываете «ахиллесову пяту». Далее начинается выдвижения штурмовых пехотных бригад. Не стесняйтесь пользоваться рельефом для скрытности и дорогами для более быстрого перемещения. Кавалерию не отрывайте от основных сил, чтобы она не потеряла силы и личный состав раньше времени.

Фаза штурма должна быть яркой и короткой. После артподготовки самые подготовленные бригады устремляются на штурм редутов. В этот момент кавалерия огибает сражение и либо бьет в тыл, чтобы привести к панике, либо устремляется дальше, чтобы парировать контратаку резервов. После прорыва фронта начинается фаза сворачивания линии, когда дивизии второй линии просто идут и сметают во фланг все, что видят. С этим справится кто угодно.

Очень большой проблемой даже после разгрома врага является преследование бегущих подразделений. Если задача стоит отбить позиции, то догонять паникеров не стоит - закрепляетесь на отвоеванных точках и пусть уже они вас штурмуют. Если цель - разбить врага, то здесь стоит подумать об успешном окружении в котел. Только так можно большую часть пленить или рассеять. Прорвавшихся сквозь кольцо пораженцев преследуйте застрельщиками и кавалерией, чтобы не сбавлять накала паники.

Концентрация огня - залог успеха

Тактические советы и хинты

    «Грабеж обозов» . Первым делом отправляйте самые маневренные подразделения в тыл противника, дабы захватить все фургончики, какие видите. Вы увидите эффект, когда их пушки замолкнут, а пехота начнет вяло отстреливаться без снабжения.«Голову долой!» . К черту благородство - уничтожайте вражеских командиров и офицеров. Причем неважно чем - либо снайперскими винтовками, либо нарезными пушками «пэрротами». Это сразу ударит по морали и эффективности всей армии.«Троллинг кавалерии» . Компьютер довольно умело пользуется конницей для обходных маневров, поэтому нужно первым делом выбить из его рук этот опасный инструмент. Высылайте застрельщиков или драгун, агрите вражеских кавалеристов и спешно отступаете под прикрытие пехоты и пушек. Иногда развод получается и цвет лошадников гибнет под ружейными и орудийными залпами, после чего уже не оказывает никакого оперативного влияния на обстановку.«Не торопись» . Не гоняйте пехоту и кавалерию почем зря. Кондиция быстро тратится и медленно восстанавливается. Особо напряжными в этом смысле являются форсированные марши и рукопашный бой. Руководствуйтесь принципом «Тише едешь - дальше будешь». Исключение - форс-мажорные обстоятельства.«Бей в спину!» . Стрельба во фронт развернутой пехотной бригады почти не влияет на мораль. Старайтесь пощекотать фланги или тыл, и тогда даже закаленные ветераны побегут сломя голову. Лучше всего для этого подходят застрельщики и кавалерия. Стрельба по походным колоннам тоже приветствуется, так как пехоте наносятся дополнительные повреждения.«Контрбатарейная борьба» . Стрелять ядрами по пехотным массам, в надежде убить сотню другую, бессмысленно, в контексте многотысячных потерь в сражениях. Поэтому сосредоточьте огонь на вражеской артиллерии, особенно если ее не достать другим способом. Лучше всего для этого подходят нарезные «ордансы» и «пэрроты».«Рывок» . Если ведете перестрелку между двумя пехотными бригадами, то используйте время перезарядки вражеских мушкетов, чтобы придвинуться чуть поближе. Несколько таких сближений и можно идти на штурм, дав залп в качестве последнего аргумента. Мораль врага к этому времени уже серьезно пошатнется.«Револьверы, сэр!» . Сабельная конница имеет в своем арсенале револьверы, но вы никогда не видели, как они ими пользуются? Просто вы атакуете врага через ПКМ, и конница перестраивается в атакующую лаву. Нужно врезаться в противника походной колонной, прочертив маршрут через боевые порядки врага. Это не относится к драгунам, которые сначала стреляют, а потом отходят. Хотя и их можно использовать в рукопашной схватке.«Как взять в плен?» . Четкой формулы не существует, тем более, что подразделения всегда отличаются по качеству и подготовке. Однако всегда есть вероятность услышать песню группы «Руки вверх», если вы сковываете бегущих вражеских солдат рукопашный боем, и еще стреляете по ним изо всех стволов. Кавалерия тоже вносит свой дестабилизирующий фактор. Оружие пленных автоматически переносится в трофеи, да и сами они могут присоединиться к вашим победоносным войскам. Правда, не более 1000 за бой - ибо чит и дисбаланс.«Читы? Нет - хинт» . Этот прием могут скоро закрыть патчами, так что пользуйтесь. Если хотите пополнить боезапасы у пехотной бригады, то выделите из нее застрельщиков и отправьте их к фургончику. Патроны чудесным образом телепортируются к коллегам!

Будем надеяться, что весь этот свод правил по стратегии и тактики в Ultimate General: Civil War хоть немного отложился в вашей памяти. Но даже если не особо - не спешите огорчаться. Это всего лишь благие пожелания, которыми, как известно, вымощена дорога сами знаете куда. Ничто не даст вам лучшей подготовки, нежели постоянная практика. В военном деле выработанная интуиция порой значит больше, нежели многочасовые размышления над картой. Как сказал Марк Антоний в битве при Филиппах: «Если не знаешь, что происходит, и тебя одолевают сомнения - атакуй!».

Маневр и окружение

Эта игра имитирует настоящую войну, где обстоятельства и человеческая сила не всегда равны и справедливы. Вы, конечно, можете вгрызаться зубами в землю и пытаться победить в любом случае, но так вы можете лишиться всей своей армии. Иногда отступить - это лучший вариант. У всех юнитов есть кнопка отступления с поля боя: так вы проиграете битву, но, возможно, сохраните войска.

2. Укрытия, укрытия и еще раз укрытия

Если ваши бригады должны пересечь открытое поле, чтобы атаковать тяжело защищенную позицию, доверьтесь своему инстинкту: это плохая идея. Деревья, здания, поля кукурузы/пшеницы и т. д. помогут вам защитить своих солдат. Укрытие уменьшает количество жертв, которые вам придется пополнять за свои деньги.

3. Репутация

У репутации есть три разных применения:
  • Когда у вас высокий уровень репутации, она обеспечивает дополнительный моральный дух всей вашей армии.
  • Это еще один ресурс, который вы можете использовать для запроса дополнительных солдат, денег, оружия или офицеров.
  • Самое главное - она определяет ваш успех как генерала, и если репутация будет слишком низкой, война для вас закончится гораздо раньше.

    Обычно я запрашиваю дополнительные ресурсы только перед крупными битвами, такими как Сражение при Шайло. Это критические битвы, поэтому я хочу повысить свои шансы на победу, укрепив свою армию. Опытные бригады получат более мощное оружие - к примеру, винтовки Лоренцо.

    Если вы уверены в своей армии, то вы можете оставить свою репутацию как боевой дух. Кроме того, не используя репутацию, вы ее наращиваете на случай, если вы понесете потери. Слишком много потерь, и ваш репутация падает до 0 или уходит в минус, после чего ваш генерал уходит в отставку. Таким образом, наличие дополнительной репутации позволяет вам выстоять после больших потерь.

    4. Управление армией

    Пока у вас маленькая армия, старайтесь, чтобы она состояла в основном из пехоты. Это основа любой атаки или защиты. Да, кавалерия очень полезна для разведки и уничтожения надоедливых стрелков/артиллерии, но в целом она не может защититься от пехотных бригад.

  • Оружейная : Во время боя вы будете захватывать оружие. Вы можете или оставить его себе и вооружить им войска, или же продать. Как правило, вам не нужно покупать новое оружие в оружейной. Создавая новую бригаду, вам покажут, сколько винтовок/пушек у вас есть и сколько вы можете купить. Все, что вам нужно купить, значительно увеличит стоимость новой бригады. 10 долларов за крестьянина с винтовкой x 1500 человек обойдется вам в 15 тысяч долларов только для того, чтобы вооружить их. Поэтому выгодно вооружить ваши новые бригады трофейным оружием.
  • Бараки : Офицеры - ключевой компонент вашей армии. Высокопоставленные офицеры обеспечивают более высокие бонусы всем, кто находится под их командованием. Например, майору будет сложно эффективно командовать полком из 2000 человек, поэтому лучше назначить как минимум капрала. Раненые офицеры останутся в ваших казармах до тех пор, пока не закончится данная военная кампания, затем они оправятся от ран и вернутся в строй.
  • Навыки : когда вы выигрываете битвы, вы получаете очки навыков. Здесь вы можете определить тип генерала. Имейте в виду, что организация армии - это уникальное мастерство, потому что, когда вы доберетесь до больших сражений, то под вашим командованием окажутся 3 и больше военных корпусов. Хотя и не обязательно иметь дополнительный корпус, с его помощью вы сможете проводить атаки с флангов или же получить подкрепление в середине боя. Впрочем, вы можете взять меньше отрядов, но при этом они все будут более опытные и хорошо вооружены.

    Наконец, не думайте, что вам всегда нужно увеличить свои бригады до максимального количества солдат. Если у вас есть 1000 ветеранов, добавление 1000 новичков - это не всегда хорошее решение. Возможно, лучше создать целую новую бригаду в 1000 человек, чтобы обеспечить дополнительные бригады в битве, чтобы помочь с фланговыми атаками и т.д.

    5. Кавалерия


    Есть два типа кавалерии в зависимости от того, чем они вооружены:
  • Кавалерия с пистолетом и мечом - это чистая рукопашная схватка. Они отлично подходят для того, чтобы незаметно подкрасться с тыла и напасть на незащищенную артиллерию, предметы снабжения и даже офицеров. Они также могут уничтожить вражеских стрелков, если смогут их поймать. Держите их подальше от вражеской пехоты.

    В дополнение к своим рейдерским способностями, такие кавалеристы могут использоваться в больших количествах (500+) для атаки и уничтожения марширующих вражеских бригад в два или три раза больше своего размера. Они могут быть наковальней для вашего пехотного молота.

  • Кавалерия с карабинами более-менее подходит против стрелков, а также для разведки. Но имейте в виду, что такие юниты дорогие.

    6. Артиллерия

    Дорогая, но полезная, так как наносит дополнительный урон врагу и может повлиять на ход боя. Кроме того, артиллерия играет решающую роль в организации обороны и может справиться с крупными вражескими атаками.

    Разместите артиллерию позади главной линии пехоты, за более крупными бригадами, которые могут брать удар на себя. Убедитесь, что она может стрелять, потому что на передвижение пушек требуется некоторое время. С другой стороны, не позволяйте им быть слишком далеко, так как тогда они не смогут использовать боеприпасы средней дальности, которые рассеивают отряд противника и совершают больше убийств.


    Как правило, рекомендуется иметь 1 артиллерийскую бригаду на дивизию из 5 бригад или по одному подразделению на 6 бригад. Количество орудий варьируется, но вы должны обеспечить бригады 6-7 орудиями и обязательно использовать все пушки, которые захватили в боях.
  • Пехота и кавалерия не могут стрелять друг в друга. Таким образом, если вы хотите увеличить огневую мощь, то понадобится длинная линия из солдат.

    Исключение - ближний бой. Когда отряд вступает в рукопашную схватку, ранее заблокированные бригады теперь могут стрелять в ближнем бою.

    Артиллерия игнорирует юниты и может стрелять во что угодно.

  • Всегда атакуйте с флангов, так как это увеличивает моральный урон и ускоряет отступление вражеских юнитов.

    Стрелки всегда бегают и утомляются гораздо меньше, чем обычные линейные юниты, поэтому они отлично подходят для фланговых ударов.

  • Живо для платформы:

    От баталий с участием десятков тысяч солдат захватывает дух, но взор невольно цепляется за халтурно нарисованные заборы.

    Произведение Game Labs крепко напоминает игру в солдатиков, только масштабную и основательную. Ключевых порядков у стратегии два: можно участвовать в отдельных сражениях либо минуть кампанию, освещающую весь ход войны - от захвата форта Самтер до побед генералов Шермана (William Sherman) и Гранта (Ulysses Grant). Но какой порядок ни выбери, сперва нужно определиться со стороной конфликта - контролируем мы Альянс (Север) или Конфедерацию (Юг). Солдаты последней хорошо мотивированы, но вечно в меньшинстве, а северяне, несмотря на численный перевес, чаще предпочитают не бюст в крестах, а голову в кустах. Что, в общем-то, более-менее соответствует обстановке того поре.

    Кроме флага важна специальность главнокомандующего. Тактик получает добавочное подразделение, под руководством стратега войска быстрее набираются эксперимента, а тыловик лучше снабжает солдат припасами. Правда, после первых же битв открывается возможность менять навыки в любом курсе - за счёт баллов, присуждаемых за успех. Скажем, был у нас генерал-снабженец, а мы ему добавочно разведку и поддержку боевого духа влепили. То же самое с командирами полков, дивизий и корпусов, каких можно рекрутировать за игровую валюту в академии и обучать по мере накопления военного опыта.

    Но не офицерами едиными - в Ultimate General: Civil War уделяешь внимание и попечению об армии. Во время передышек между сражениями игра предлагает формировать новоиспеченные полки, закупать оружие для пехоты, конницы и артиллерии. Тут представлены утилитарны все модели «огнестрела» времён Гражданской войны в США, включая, сложно поверить, модификации. Но вот подвох: дорогостоящая винтовка может быть точна, однако совершенно ненужна в рукопашной, зато дедов мушкет за пару баксов чрезмерно эффективен как оружие ближнего боя. Впрочем, денег, вырученных за очередную битву, никогда не хватает на целое перевооружение, а дорогих «стволов» в магазине - раз-два и обчёлся. К счастью, формируемые вручную полки и даже корпуса немного влияют на баланс. Ведь что такое две тысячи на фоне двадцати? Это скорее симпатичный бонус, чем спасательный круг.

    На новый полк пехоты необходима тысяча ружей, а в таком количестве - только ширпотреб.

    Всё гениальное попросту

    Лучше всего Civil War раскрывает себя с тактической сторонки. В вашем распоряжении четыре рода войск: пехотные полки, стрелковые батальоны, конница и артиллерийские батареи. И у всех подразделений свои показатели нравственности, опыта, а в зависимости от вооружения - и общей эффективности. На поле боя армии полностью в вашей власти. Лёгкий росчерк курсора намечает для них манёвр, построения переходят с шага на бег, бросаются в атаку либо удерживают по распоряжению занятые позиции, всадники спешиваются для помощи пехотинцам, а ради флангового удара по батареям опять седлают коней. Диспозицию лучше выбирать с толком, потому что лес или дома подают бонус к защите и скрытности, а с холмов открывается простор для канониров.

    Жизненности выходящему добавляет форс-мажор вроде закончившихся пуль (на этот случай есть фура с боеприпасами), отступления деморализованного обстрелом полка или бегства дезертиров с поля боя. Истина, геймплей ограничивается маневрированием и обменом жизней на победные тактики по выгодному курсу. Рытья окопов, прокладки железных путей, возведения мостов, равно как и инженерных войск, здесь нет. Зато есть шанс продуть, понеся слишком большие потери или не выполнив задачу.

    Ненастоящий интеллект, управляющий врагами, тоже не даёт заскучать. То возьмётся продавливать черту обороны с фланга, то, наоборот, уходит в глухую защиту. За милую давлю уничтожает брошенные без защиты пушки, охотится за обозом и жёстко карает за бестолковые атаки кавалерии. А иногда - совсем по-живому осторожничает. Так, в эпизоде кампании, где освещена переправа войск Союза сквозь реку Раппаханнок напротив Фредериксберга. Сколько в городе конфедератов, они не ведают, поэтому, несмотря на колоссальный перевес в числе, атакуют будет вяло и чаще используют артиллерию. То, как авторы игры отыщи баланс между историческими фактами и работой алгоритма, достойно восхищения.

    Та самая перевоз через Раппаханнок: для историзма не хватает разве что тумана, позволившего северянам возвести мосты под пламенем миссисипских снайперов.

    Но что разработчикам удалось лучше всего, так это простота интерфейса и управления, с каким при желании сладила бы и ваша бабушка. Пускай здесь нет обучающего порядка, он, откровенно говоря, и не нужен. Ведь даже незаметные на первоначальный взгляд нюансы всё равно постигаешь на ходу. Добавьте сюда предельную ясность мишеней у каждой главы кампании: продержи позиции до такого-то часа, возьми такое-то укрепление, отхвати вражеский форт от снабжения. Хотя особо крупные битвы расшиблены на несколько эпизодов и театров боевых действий, заблудиться в них так же сложно, как дома на собственной кухне. Что неплохо и плохо одновременно.

    Рвётся там, где тонко

    Игра исторична не лишь тем, что здесь опосредованно представлены известные личности - и генерал Ли (Robert Edward Lee), какой полюбил бы войну, не будь она так ужасна, и мастер манёвра Томас «Каменная Стена» Джексон (Thomas Jackson), находивший, что лучше потерять сто человек на марше, чем тысячу в бою, и другие полководцы того поре. И не только внимательно восстановленной топографией: вот эта улица, вот этот дом. Увы, она вытекает букве архива ещё и в сценарии. У игрока не получится в корне изменить ход событий, к чему мы свыклись, например, в исторических стратегиях студии Paradox . То есть как ни крути, а конфедератов на улицы Вашингтона и Филадельфии не повергнешь - верх всё равно берёт Север. Простите за спойлер, разумеется.

    Порой доходит до обидного. Ты из кожи карабкаешься вон, чтобы удержать позиции с минимумом потерь, героически стесняешь наступающего врага, сминаешь хитрым манёвром его тылы, и тут тебе сообщают, что, мол, пора отступать. Врагов слишком много и поступил распоряжение. Оно-то понятно: кто стал бы спорить с историческими фактами? Однако у человека, более-менее известного с событиями Гражданской войны, пропадает часть интереса. С иной стороны, при хронологической дотошности, игра слабо передаёт дух эпохи. Сравнивать не совершенно корректно, но всё же. У Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) в «Бандах Нью-Йорка» есть эпизод, когда в порт прибывают сбежавшие от голодания в Ирландии иммигранты, - рекрутёры тут же выдают им мизерное жалованье, вручают ружья и садят на иной корабль, с которого сгружают на берег гробы с уже убитыми ирландцами. Минутная подмостки фильма даёт больше смысла и понимания, чем всё произведение Game Labs .

    UG - отнюдь не УГ, но из-за своей механической простоты и суровой привязанности сценария к учебнику истории поклонников жанра она завлечёт ненадолго. Продукт рассчитан скорее на массовую аудиторию, проявляющую заинтересованность к прошлому США, чем на хардкорных стратегов, закалённых теми же Europa Universalis или Hearts of Iron . В любом случае познакомиться с Ultimate General: Civil War открыто стоит - если не сейчас, то дождавшись скидок на распродаже в Steam.

    Плюсы: увлекательная и исторически достоверная игра в солдатиков; стратегия понравится тем, кто желал бы в доступной форме получить представление о ходе боевых поступков той войны; даётся легче других военных стратегий; немало масштабных битв с участием десятков тысяч «юнитов».